Поговаривают, что риелторы увольняются и ищут более доходные места работы; что телефоны риелторских агентств покрылись пылью, а компьютеры списали в утиль за ненадобностью.
Говорят даже, что и вовсе сама эта профессия риелтора себя исчерпала и квартиры больше никто продавать не будет. Но мы-то с вами ведь понимаем, что все это неправда? Квартиры продаются и покупаются в любое время, главное – знать, как это делать.
Шутки шутками, но факты – упрямая вещь, и нельзя не признать снижение спроса на московском, российском и мировом рынках недвижимости. Возможно, речь идет об отложенном спросе, возможно, об исчерпании платежеспособного спроса, возможно, о снижении спроса из-за отказа банков от ипотеки, но факт все же налицо. Квартиры перестали покупать. Или, во всяком случае, их перестали покупать так активно, как покупали еще полгода назад. И вчерашние продавцы, гордо отказывавшие "не тем" покупателям, сегодня нервно ожидают звонка хотя бы от одного платежеспособного клиента. Значит ли это, что квартиру сегодня продать невозможно? Вовсе нет. Сложно – да, но не невозможно. Итак, пять советов тем, кто вынужден продавать квартиру в период отложенного спроса.
Продаем через друзей
Если риелторы опустили руки и клянутся, что продать квартиру сейчас невозможно, значит пришло время поднимать руки самим и… опускать их на клавиатуру. В каких социальных сетях вы состоите? "Вконтакте"? "Одноклассники"? ЖЖ? "Миртесен"? И в каждой из них у вас, наверняка, не меньше десятка друзей и приятелей разной степени близости. А у них – еще по десять. Идея ясна? Надо сделать так, чтобы о том, что ваша квартира продается, узнало как можно большее число людей. Побудьте спамером и разошлите всем своим друзьям красочные письма с вложенными фото квартиры. А если друг вашего друга или приятель жены друга ищут как раз то, от чего вы так стремитесь избавиться? Создайте сайт, посвященный вашей квартире, и разошлите ссылки на него всем друзьям и коллегам в ICQ! После такой информационной атаки вы уж точно не останетесь незамеченным! И, конечно же, сообщите о своих планах реальным друзьям и знакомым: они тоже могут оказаться полезными. Тут главное – не перестараться и, популяризируя информацию, не надоесть всем вусмерть: иначе вряд ли тогда хоть кто-нибудь будет вам помогать.
Интернет вам в помощь
Как продают квартиры профессионалы? Известное дело, размещают объявления в прессе и в сети Интернет. А что мешает вам сделать то же самое самостоятельно? Любая поисковая система подскажет наиболее популярные доски объявлений, а газеты типа "Из рук в руки" давно уже принимают объявления через Интернет. Так что вам не придется даже вставать с того места, где вы сидите сейчас, для того чтобы начать действовать. Достаточно придумать текст объявления, расписать достоинства квартиры и разместить информацию в максимальном числе мест в Сети. Кстати, в ЖЖ есть специальные сообщества для тех, кто продает и покупает недвижимость, не забудьте о такой замечательной возможности!
Плакат, плакат, плакат!
Весь мир продает и сдает квартиры, развешивая баннеры-растяжки на окнах и стенах домов. У нас до этого пока додумались разве что MIRAX да риелторы, работающие с элитными объектами. А что мешает вам заказать или даже самостоятельно нарисовать растяжку: "Эта квартира продается. Иван Иваныч. 2223322"? Учтите, что по статистике большинство людей покупают квартиры в тех районах, где они уже жили, работали или работают. А значит, растяжка на окнах вашей квартиры почти наверняка попадется на глаза именно тому человеку, которому нужна квартира в данном районе. А детали вы с ним обсудите уже при личной встрече.
Договариваемся с покупателем
Кстати, о личной встрече. Встречать покупателя в эпоху кризиса надо во всеоружии. Такой покупатель осознает свою эксклюзивность, а потому придирчив, ленив и лишь слегка снисходителен к продавцу. А значит, квартира должна иметь товарный вид: быть чистой, аккуратной, не слишком захламленной, а также благоухать ароматами кофе и сдобных булочек. И если булочками, так уж и быть, можете пренебречь (хотя эксперты утверждают, что этот запах вызывает положительные эмоции и закрепляет у покупателя ощущение дома в новом месте), то чистотой и максимальным пространством в квартире жертвовать не стоит. Все дело в том, что, чем легче покупателю представить эту квартиру своей и мысленно ее обжить, тем быстрее он согласится на сделку. А ведь это и есть наша конечная цель? Ну и уж точно не стоит упорствовать в вопросе цены. Лучше заранее слегка поднять планку, чтобы потом иметь возможность торговаться, но уступать покупателю придется в любом случае, и к этому надо быть готовым.
Работаем с риелтором правильно
Задача риелтора – помочь вам продать квартиру. Но для того чтобы выполнить эту задачу "на пять", ему понадобится две вещи: собственная мотивация и ваша помощь. Одной из главных и действующих мотиваций, безусловно, являются финансы: риелтор получит процент от суммы вашей сделки. Но в ваших силах придумать дополнительную мотивацию: как финансовую, так и любую другую. Помимо этого стоит помочь риелтору в решении его задачи. Для этого нужно предоставить максимум информации и документов, имеющих отношение к квартире, чтобы он мог всегда точно ответить на вопросы потенциальных клиентов. Также вы можете, как уже говорилось выше, принять посильное участие в распространении информации о вашей квартире и в поиске клиентов. Излишним будет, наверное, напоминать, что следует ответственно относиться к назначаемым риелтором просмотрам, всегда быть на месте и в готовности общаться с визитерами.
Словом, как вы, наверное, уже поняли, продажа квартиры в кризис – задача хоть и нелегкая, но решаемая. И этот как раз тот случай, когда ваша креативность, готовность к диалогу и предприимчивость будут работать на вас.
Майя Богданова
Собственник